Независимая газета / 2006-12-22 /
Елена Герасимова
Термин «дети индиго» был введен американским экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп, которая заявила о появлении детей «нового сознания», «карма» которых окрашена в цвет индиго. Подобное заявление не могло не вызывать скепсис настоящих ученых. Поэтому зачастую разговор о детях индиго сводился всего лишь к смешению изучения паранормальных явлений и эзотерических знаний.
читать дальше Тем не менее, как считает директор Зеленоградского центра психо-медико-социального сопровождения Юрий Белехов и заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Российской академии образования Александр Мелик-Пашаев, изучать одаренных детей надо, не скатываясь при этом в «пучину экзальтации». А тому, что в последние десятилетия появились не просто одаренные, а «другие дети», уже есть ряд свидетельств.
На заседании общественной палаты был продемонстрирован документальный фильм «Дети Света» режиссера Валерия Шатина, где приводились в пример не очень многочисленные доказательства существования детей индиго. В фильме пятилетний Лева рассказывает о том, как он был фараоном. Рассказывает об этом в мельчайших подробностях. Другой мальчик в свои 8 лет уже выпустил три математических сборника. Этих детей отличает какая-то внутренняя целостность – такой вывод делают авторы фильма. Они же предупреждают, что зачастую откровения одаренного ребенка воспринимаются взрослыми как проявление его бурной фантазии. Из-за этого малыш замыкается в себе.
Для таких детей обязательно нужна новая школа, заявил кандидат педагогических наук Анатолий Лебеденко. Кроме того, не мешало бы приставить к таким детям и особых учителей. Руководствуясь опытом школы в индийском городе Бангалор, Анатолий Лебеденко предлагает попробовать уже с трех лет проводить с этими детьми регулярные нравственные беседы, с тем чтобы развивать в крохах философское мышление.
Но примечательней, на наш взгляд, оказалось наблюдение профессора Педагогического московского государственного университета, доктора педагогических наук Александра Савенкова.
Он отметил факты, свидетельствующие вообще о прогрессе в развитии современных детей. Растет коэффициент интеллекта у детей и взрослых («эффект Флинна»), существует положительная динамика в эволюции креативности и характере достижений детей и подростков, изменились представления об образовательных возможностях ребенка (в начале XX века обучение начиналось с 10–11 лет, в конце века – с 6 лет). Еще и физиологи фиксируют существенные изменения в психофизическом развитии детей, обращая внимание на увеличение среди детей доли астеников, удлинение сроков наступления пубертата, изменение формы черепа и другие.
Как считает руководитель рабочей группы комиссии «Одаренное поколение» Любовь Духанина заметила, все дети нуждаются в развитии своих потенциальных способностей. Но особенно это необходимо детям одаренным, обладающим выраженными способностями и умениями. В общем, ученые и общественники сошлись во мнении, что на современном этапе необходимо изменить подготовку родителей и учителей к работе с детьми – именно на государственном уровне, а не на уровне любительских кружков и клубов, как это распространено сегодня.
© 2009 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены.
Как итог, обнаружено десять признаков, которые лучше всего описывают этот новый тип детей - Индиго-детей (названых теми, кто предсказал их появление) .
• Они приходят в мир с чувством достоинства (и часто поступают также)
• Они чувствуют, что они "достойны быть здесь," и удивляются когда другие этого не разделяют.
• Самоуважение не просто вопрос. Часто они говорят своим родителям "кем они являются."
• У них возникают проблемы с абсолютной властью (властью без объяснений или возможности выбора).
• Они просто не делают обычных вещей; например, стояние в строю - для них проблема.
• Они фрустрируются в ритуально-ориентированных и не требующих творческого мышления системах.
• Они часто видят лучший способ, чтобы что-то сделать, как дома, так и в школе, поэтому кажутся "чудесами системы" (не вписывающимися в систему).
• Они кажутся антисоциальными, если не находятся в своем кругу. Если рядом нет никого с подобным образом мышления, они часто "сворачиваются внутрь себя", чувствуют, что их никто не понимает. Школа для них очень часто является крайне сложной в социальном плане.
• Они не будут реагировать на "наказания" дисциплиной ("Подожди, вот придет домой твой папа и увидит, что ты наделал").
• Они не постесняются сказать Вам, если им что-то нужно.
Про индиго можно много спорить, но если вы однажды столкнётесь с ними- вас будет трудно переубедить. У меня в классе был такой ученик. Это действительно удивительные дети. Мы просто в силу отсутствия знаний их не понимаем. Мне кажется в нас заблокировано цивилизацией то самое интуитивное начало, которое позволяет этим детям совершать невероятное.
Прочитала, между прочим, книгу... Интерессно... Очень даже... Всё таки в мире столько всего, что мы не скоро ещё поймём... Если поймём, конечно...